• г. Минск, ул. Ландера, 6а
  • +375 (17) 212-89-12
  • upkv@tut.by

|

Статьи

Письмо в первом классе

На протяжении первого учебного месяца первоклассники изучают курс «Введение в школьную жизнь». Кроме трех уроков курса проводятся уроки по предметам «Физическая культура и здоровье», «Музыка». После окончания курса ученики приступают к изучению остальных школьных предметов. Самый сложный из них – письмо.

Успех обучения письму зависит от того, насколько педагог владеет методикой и тактикой обучения детей, насколько хорошо он знает психофизиологические особенности становления графического навыка у младших школьников и гигиенические условия письма, умеет рационально нормировать сам процесс письма.

Прежде чем приступить к обучению письму, педагогу необходимо научить первоклассников:

  1. соблюдать правильную позу при рисовании и письме;
  2. держать орудие письма (карандаш, ручку);
  3. координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.

Почему это так важно? Потому что поза, положение ручки и скоординированные движения позволяют сформировать правильную технику письма и графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.

Особое внимание следует уделять леворуким детям, поскольку они нуждаются в специальной помощи на начальных этапах обучения письму:

  • необходимо зафиксировать внимание ребенка на право-левосторонней ориентации штрихов, иначе невозможно зеркальное письмо;
  • особое внимание следует уделить направлению письма: слева направо;
  • необходимо подробно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента (буквы).

Как правильно держать орудие письма?

Ручку (карандаш) надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не  сгибая указательный палец. Большой и средний палец удерживают ручку, а указательный лишь придерживает ее сверху. Если поднять указательный палец, ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав согнутого мизинца. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Родители редко уделяют внимание качеству орудия письма: форме, длине, толщине ручки, твердости стержня, а это все немаловажные условия успешности и легкости формирования графического навыка.

Оптимальная длина ручки – 15 см. Не годятся для письма детей подарочные, рекламные и сувенирные варианты ручек (карандашей), особенно плоские, четырехгранные, диаметром более 7 мм. Слишком твердый стержень, толщина «не по руке», ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.

Чтобы научить ребенка правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме педагог может использовать следующие упражнения:

  • лепка;
  • конструирование;
  • плетение шнурочков;
  • нанизывание бусин на нитку;
  • аппликация;
  • поделки из природного материала
  • плетение косичек из ниток
  • раскрашивание картинок.

Возврат к списку