• г. Минск, ул. Ландера, 6а
  • +375 (17) 212-89-12
  • upkv@tut.by

|

Статьи

Когда отдавать ребенка в школу?

Отправляя детей в школу – все волнуются. Как там мой ребенок? Каково ему будет в школе, насколько он успешно будет овладевать программой? Но это зависит от того, каким он пришел в 1-й класс. И важнейшая роль здесь принадлежит семье.

Дошкольное детство – чрезвычайно важный период развития человека. На этапе приема ребенка в школу диагностируется уровень психологической зрелости ребенка, но не школьной, а дошкольной, так как именно зрелый дошкольник готов к обучению в начальной школе и его уже нельзя удерживать в детском саду.

Что же такое школьная зрелость?

Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
  • Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет – это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации. 

  • Эмоциональная зрелость – это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения.

  • Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать  роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.
Говоря о школьной зрелости, имеют в виду достаточный для обучения уровень умственного, физического и личностного развития.

Что же значит достаточный уровень развития?

Ребенок, достигший младшего школьного возраста должен обладать определенным «набором» знаний и навыков.

Прежде всего следует проверить знает ли Ваш ребенок ответы на следующие вопросы:
  1. Как его зовут?
  2. Когда день рождения?
  3. Сколько ему лет?
  4. Где живет (страна, город, улица, дом, квартира)?
К моменту поступления в школу ребенок должен иметь достаточный объем познаний об окружающем мире.
  • Знать о живой и неживой природе:
    1. чем отличается живое и неживое;
    2. уметь классифицировать животных на птиц, рыб, насекомых, зверей;
    3. знать разницу между домашними и дикими животными и др.

  • Обладать знаниями о пространстве, времени (знать дни недели, месяцы, части суток и т.п.)

  • Он должен уметь считать, знать геометрические фигуры и многое другое.

  • Чтобы выдержать школьные нагрузки ребенок должен быть здоров, физически готов к школьному режиму.

При этом важно соблюдать некоторые правила:

  1. Не торопить ребенка.
  2. Учитывать его настроение, самочувствие, желание.
  3. Помнить дошкольный возраст – это возраст игры, поэтому некоторые понятия, тяжело даются.

Основными показателями  психологической готовности к обучению являются:

  1. Зрелость психических процессов (определенный уровень развития восприятия, мышления, внимания, памяти, речи и др.)
  2. Эмоциональная готовность (наличие у ребенка желания познавать новое, эмоциональная устойчивость, отсутствие импульсивности).
  3. Наличие волевой регуляции поведения (умение подчиняться требованиям).
  4. Сформированность навыков общения (умение адаптироваться в коллективе сверстников, строить новые взаимоотношения).

Советуем почитать:

Бардин К.В. «Если Ваш ребенок не хочет учиться».
Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте».
Мухина В.П. «Шестилетний ребенок в школе».
Петрунек В.П., Таран Л.Н. «Младший школьник».
Цукерман Г.А. «Школьные трудности благополучных детей».

Возврат к списку