• г. Минск, ул. Ландера, 6а
  • +375 (17) 212-89-12
  • upkv@tut.by

|

Статьи

Ребенок повзрослел, теперь он - пятиклассник

Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего — люди.
Из них на первом месте — родители и педагоги. 
А. С. Макаренко

Ура! Первая часть школьной жизни уже позади — ребенок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем "малышам", от которых сам отделился всего лишь три месяца назад. Он теперь — пятиклассник!

Подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происходят изменения: появляется ощущение себя взрослыми.
Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля взрослых и часто идет на конфликт с ними.

Самое главное в жизни ребенка, который учится — это не только взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителями. Как реагировать на замечания и отметки? Как вести себя с преподавателем не только ребенку, но и самим родителям? Чаще всего приходится сталкиваться с конфликтами, связанных с недопониманием одной стороны другой. Слишком жесткое или слишком лояльное отношение к ученикам вызывает реакцию протеста, потому что в подростковом возрасте дети оценивают в учителе, прежде всего, человеческие качества. Он должен понимать своих учеников, вести за собой, относиться к ним с уважением. Также меняется отношение и к учебе. Учеба воспринимается как подготовка к взрослой жизни, и поэтому учитель (главный источник информации), по мнению подростков, должен понятно, доступно объяснять материал.

На этой почве тоже могут возникнуть противоречия. Подобно родителям, учитель в сознании подростков — обладающий властью, распоряжающийся наказаниями и поощрениями, авторитетный источник знаний в определенной области — должен стать товарищем и другом. По их мнению, идеальный учитель — это человек, в котором:

  • Есть способность к пониманию, эмоциональному отклику; есть сердечность, т. е. в учителе хотят видеть старшего друга.

  • Профессиональная компетентность, уровень знаний сочетаются с качеством преподавания.

  • Присутствует умение справедливо распоряжаться данной ему властью.

Но, естественно, все качества сочетаются в одном лице не так часто. Поэтому возникают конфликты. Такие конфликты в возрасте от 10 до 14 лет неизбежны и нормальны. Без них не обойтись. Главное, чтобы они не перерастали в «войны», «революции» и чтобы правильно оценивались.

Самые распространенные конфликты

Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой реакции. Отказ может быть высказан словесно или действиями. Связано это, видимо, с желанием отстаивать свое мнение — пусть иногда нелепым способом.

Конфликт единства. Подросток поступает так, как принято в среде одноклассников. Сам бы он так себя не вел, если бы не боязнь выглядеть «слабаком», «маменькиным сынком», «тряпкой».

Конфликт лидерства. Подросток видит в учителе конкурента в классе. Он старается не потерять авторитет.

Конфликт нелюбви. Происходит тогда, когда к учителю относятся без уважения. Знают, что его можно вывести из себя. Специально устраивают такие ситуации, чтобы учитель потерял терпение. Учителя, зная, что в возрасте 11-15 лет подростки могут вести себя подобным образом, находят, чаще всего, верное решение. В этом им помогают школьный психолог и методическая литература.

Если же вы, родители, узнали о конфликте с учителем:

  1. Не ругайте ребенка, узнайте, в чем дело. 
  2. Никогда не обсуждайте с ребенком недостатков учителя. Лучше объясните, как тяжело ему работать, указав этим на то, что учитель такой же человек, как и все остальные, и может устать и быть раздраженным. 
  3. Поговорите с учителем, скорее всего, вместе вам легче будет найти выход. Не запускайте ситуацию. Не ждите, когда пламя конфликта заденет администрацию школы. Разрешите ситуацию в самом начале. 
  4. Во избежание конфликтов и неприятных ситуаций, лучше готовиться к ним заранее. А решать проблемы, возникшие с учителями, желательно деликатно и без претензий.

Задача взрослых, прежде всего родителей — помочь детям преодолеть кризисный период в своем развитии.

Наиболее позитивное влияние, которое могут оказать на жизнь детей в этом возрасте родители, — это поддерживать, уважать и любить их

Твердость и последовательность — очень важные родительские качества. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли добрыми и любящими людьми, то сами должны относиться к ним по-доброму и с любовью.


Возврат к списку